Научно-методическая работа школы

 

МБОУ Кимильтейская СОШ

 

 

Научно-методическая работа школы

Проектная деятельность

 ПРОЕКТ

«Модель сельской ОАШ как субъекта социальной системы»

    на период 2012-2015 гг.

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

 

1. Проблема, на решение которой направлен проект:

В России, как и во всем мире, идет интенсивный поиск моделей, которые позволяют успешно решать проблемы современного образования, эффективно отвечать на вызовы времени. Именно идеи общественно-ориентированного образования позволили по-новому посмотреть на общественное участие в развитии образования и возродить многие позитивные традиции советской школы. Общественно - ориентированное образование представляет собой образовательную философию, которая лежит в основе деятельности общественно - активных школ, способствует созданию возможностей для членов сообщества – отдельных граждан, школ, бизнеса, общественных и частных организаций – стать партнерами при обращении к нуждам сообщества для предоставления академических, развлекательных, оздоровительных, социальных услуг и программ подготовки к профессиональной деятельности для людей всех возрастов.

В деятельности ОАШ четко просматриваются две взаимосвязанные составляющие: социальная и образовательная. ОАШ позволяют одинаково успешно и в неразрывном единстве эффективно решать социальные и образовательные проблемы. Образовательная составляющая ОАШ позволяет приблизить образование к повседневной жизни ребенка, сделать его более действенным и результативным, опереться на широкий спектр социализирующих процессов, способствовать эффективности самой социализации, а также использовать ресурсы сообщества для решения проблем воспитания и обучения подрастающих поколений, для функционирования и развития школы. Социальная составляющая направлена на стимулирование и реализацию инициатив, обеспечивающих создание условий для построения в России гражданского общества, демократизацию различных сфер социальной жизни, на превращение школы в важнейший ресурс развития местного сообщества, что без сомнения обеспечит успешную социализацию обучающихся.

Нормативно-правовой и методологической основой проекта являются:   Конвенция о правах ребёнка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,   Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год, Проект «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»», Концепция  Федеральной целевой программы развития образования на 2007-2012 годы, утверждённая распоряжением Правительства российской Федерации от 03.09.2005 года № 1340-р, Устав МБОУ Кимильтейская СОШ  Зиминского района, Программа «Одарённые дети» Зиминского района на 2009-2013годы.

Проект разрабатывался с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей села, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм обучения, воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих мероприятиях.

        Тема проекта выбрана не случайно. Через школу проходит всё население и на этом этапе социализации личности формируется отношение ко всему,  что связано с жизнедеятельностью  ребёнка, его значимостью  в обществе.

         В связи с изменением социально-экономической и общественно – политической жизни в последние годы в селе сложились новые социально-экономические и духовно-нравственные отношения, характеризующиеся распадом сельскохозяйственного производства, безработицей,   отсутствие  веры  у молодёжи в возрождении и развитии малой родины, в свое благополучное будущее.

        Изучая проблемы школы, села, мы пришли к выводу, что  необходимо установить  тесное взаимодействие между  учреждениями нашего села и района: сельского Дома культуры,  ДШИ, районной сельской библиотеки, детского сада «Колосок», профессионального училища-51, администрации села, районного сельского историко-краеведческого музея,  Свято-Никольского храма, районного комитета по делам молодёжи и спорту, редакцией районной газеты «Вестник района», совета ветеранов ВМФ г. Иркутска.

        Школа должна стать  открытой социально- педагогической системой, так как все многообразие жизни:  общение, деятельность, достижения, события,  развивает  у ребёнка ум,  интеллект, грамотность,  общительность,  воспитанность, трудолюбие.

Основные  принципы,  на которых будет строиться взаимодействие  школы, семьи, социума в развитии личности ребёнка:

Принцип доступности качественного образования для каждого ученика.

Здесь имеется в виду  ориентация на индивидуализацию запроса обучения, учет особенностей, интересов и потребностей школьников в той или иной сфере деятельности, определение индивидуальных образовательных путей.

Принцип партнерства.

         Использовать  сложившиеся уже  отношения между учениками, родителями, учителями и представителями местного сообщества для успешной реализации их основных интересов, их саморазвития и самореализации; расширение круга актуальных и потенциальных социальных партнеров.

Принцип учета возрастных психологических особенностей.

          Необходимо сохранение здоровья  ребёнка(физического, психического, социально и духовно-нравственного) за счет соответствующей оптимизации образовательного процесса.

Принцип деятельности самого ребенка как субъекта собственного образования.

        Не нужно забывать, что каждый человек индивидуален. Сотворение своего «Я»,  реализация своей  деятельности. При этом ребенок должен стать субъектом деятельности: ставить цель, анализировать ситуацию, планировать и проектировать, действовать, получать готовый продукт, анализировать результаты и оценивать себя.

 

2. В чем конкретно состоит актуальность проблемы:

 

          Идея создания модели сельской ОАШ стала актуальной  для села  и  школы. Анализ педагогического опыта в литературе по этой проблеме, показывает, что успех дела зависит во многом от организации совместной деятельности школы с окружающим сообществом при тесном взаимодействии. Идея будет продуктивной, если школа выступит управляющим, культурными важным социальным центром села, так как она во все времена воспринималась как духовный исток народа, общества, государства. Взаимодействие с социумом является одним из важнейших элементов развития, обучения, воспитания  социально активной личности, решающей жизненно важные вопросы, успешно реализующиеся через партнерские отношения  с социумом. Ключевые проблемы  заключаются в том, самое трудное  это привлечение семьи  к участию в совместной образовательной и воспитательной деятельности. Так же низкая мотивация участников образовательного процесса, социума в общественно-значимой деятельности. Для реализации этих проблем совершенно необходима разработка модели сельской ОАШ как субъекта социальной системы,  расширение сфер и форм сотрудничества с социальными партнёрами, вовлечение их в совместную творческую, социально-значимую деятельность. Логика выстраивания деятельности школы в решении проблемы  определила выбор темы данного проекта, который, по нашему мнению, должен установить тесное взаимодействие и социальную активность школы, семьи, социума для совместной общественно-значимой деятельности.

 

3. Идея, цель и задачи проекта:

 

Идея проекта: развить социальную активность и взаимодействие школы, семьи, социума для совместной общественно-значимой деятельности.

Цель проекта: проектирование и апробация эффективной модели сельской ОАШ  как субъекта социальной системы.

Задачи проекта:

1. Разработать, описать и апробировать модель сельской ОАШ как субъекта социальной системы

2. Изучить потребности субъектов образовательного пространства.

3. Изучить нравственные ценности и традиции семьи, влияющие на нравственное и личностное становление ребёнка.

4. Разработать и реализовать проекты, направленные на развитие у подростков и социальных партнёров навык социальной активности и демократической культуры.

 

4. Этапы реализации проекта:

 

I этап.  Стартовый этап -   2012г.

1. Создание команды единомышленников. Разработка проекта. Определение основных направлений деятельности.

2. Осмысление имеющегося педагогического опыта по проблеме.

3. Сбор информационного  материала, публикаций, анкетирование, проведение опроса населения и участников образовательного процесса.

4.  Разработка проектов по направлениям: демократизация; социальное партнёрство; добровольчество; семья и школа.

       5. Ознакомление участников образовательного процесса и социальных партнёров с проектом школы.

Результат этапа: проект «Модель сельской ОАШ как субъекта социальной системы.

 II этап.   Основной (практический) –2012-2014 г.г

1. Анализ полученных результатов.

2. Мотивация основных субъектов образовательного процесса и социума на реализацию проекта «Модель сельской ОАШ как субъекта социальной системы»

3. Обмен опытом. Обсуждение намеченных проектов по направлениям  и совместных мероприятий, консультации по   вопросам реализации проекта.

4. Разработка карты достижений и успехов участников образовательного процесса и социума («Делаем вместе»).

5. Реализация проектов по направлениям: «Уютная школа»,  школьная газета «Знайка», «Поиск», «Настроение детства»,  «Школьный двор», «Моя родословная», «Моё село», «Патриот»,  «Доброе  сердце»,  «Здоровье».

 

 Результат этапа: реализация проектов по направлениям: демократизация; социальное партнёрство; добровольчество; семья и школа. Расширение внутреннего и внешнего партнёрства. Отслеживание, наблюдение  и анализ состояния образовательного и воспитательного процесса

 

III этап. Заключительный –2015 г.

1. Подготовка отчетности. Информирование всех субъектов образовательного процесса о результатах проекта.

2.Проведение итоговой  конференции  «Модель сельской ОАШ как субъекта социальной системы». Награждение активистов, поощрение добровольцев, благодарность партнёрам.

3.Анализ полученных результатов. Обмен опытом,  проведение районного семинара «Школа - школе».

4. Создание банка данных в ходе реализации проекта.

5. Издание материалов  проектной деятельности.   Публикации в СМИ, школьной газете «Знайка», на сайте школы.

 

Результат этапа: разработана модель сельской ОАШ как субъекта социальной системы, издание материалов проектной деятельности,  публикации в СМИ. Укрепление связей с социальными партнёрами.

 

 Участники проекта: дети, педагоги, социум

 

Направления проекта

·        Демократизация.

       Формирование демократической культуры как основы развития гражданского общества чрез реализацию демократических принципов во всех аспектах учебно-воспитательного процесса. Содействие в развитии органов ученического самоуправления. Использование эффективных образовательных технологий. Реализация школьной программы: «Здоровьесберегающие позиции педагогов – основа здоровья школьников». Реализация проекта «Поиск» (поисковая и исследовательская деятельность школьников, НПК конференции, смотры, конкурсы, экскурсии, КТД, встречи с интересными людьми, походы, туристический слёт). Реализация проекта -  «Здоровье»  (сохранение физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья школьников за счёт оптимизации образовательного процесса).  Организация и проведение летней оздоровительной компании в  лагере «Родник» при МБОУ Кимильтейская СОШ. Проведение  районной летней и зимней спартакиады школьников, Дней Здоровья, спортивных игр и соревнований.

·        Социальное партнёрство

        В современных концепциях образования школа рассматривается как социальный институт, и поэтому важнейшей частью образовательной политики школы является развитие социального партнёрства через взаимодействие с различными структурами. Реализация проектов: школьная газета «Знайка» - современное средство воспитания активной гражданской позиции и как одна из форм взаимодействия с социумом.  Проект: «Моё село» -  благоустройство села ( посадка клумб и деревьев,  проведение субботников,  акций «Мы за чистое село!»).  Объединение  жителей  села для проведения совместных праздников и мероприятий: «Урожай -20..», «День матери», « Новый год», «Рождество Христово», « Масленица», « Юбилейные праздники села», сельские зимние и летние спартакиады, День победы, День защиты детей.

Взаимодействие с субъектами социума.

 

Социальные партнёры

Проекты, дела, события

1

Спортивный комплекс «Колос»

Организация дополнительного образования: кружок «Олимпиец», волейбольная  и лыжная секция. Проведение спартакиады школьников, спортивных праздников и мероприятий. Организация и проведение сельских летних и зимних спортивных игр.

2

Комитет  по молодёжной политике   и спорту администрации Зиминского района

Проведение акций, конкурсов, защита проектов, проведение профориентацинных конференций, спортивных игр и соревнований, туристических слётов, КВН. 

Премия «Статус» по номинациям.  Профориентация обучающихся. Участие в областном конкурсе талантливой молодежи «Молодёжь в лицах – 20..». Районная игра «Зарница».

3

 Детская  школа искусств (ДШИ)

Обучение одарённых учащихся нашей школы на отделениях  «Изобразительное искусство», «Фортепиано». Совместная подготовка учеников    к  районным и областным  конкурсам «Художественного мастерства».

4

Свято-Никольский  Храм

  Беседы с учениками, родителями, организация и проведение конкурса  рисунка «Рождество Христово».

5

Администрация Зиминского района

 

Встреча с мэром Зиминского района учащихся школ на базе МБОУ Кимильтейская СОШ. Поощрение  и награждение лучших учеников школы по итогам учебного года

( Премия мэра)

6

Сельский дом  культуры «Юбилейный»

Дополнительное образование: танцевальная студия «Русские узоры», тестопластика, студия художественного мастерства. Проведение совместных праздников: «День учителя»,  «День матери», «Новый год», «Масленица», творческого отчёта, День Победы, День защиты детей,  организация и проведение тематических вечеров.

7

Районная центральная  библиотека

 

Проведение правовых уроков, встречи с интересными людьми, поэтами, писателями области, участие в конкурсах сочинений, участие в областном конкурсе «Моё Приангарье»,  «Лучший читатель библиотеки», совместное проведение праздников, классных часов. Проведение праздников и мероприятий в летнем лагере «Родник» по согласованию с начальником лагеря.

8

 МУЗ Зиминская районная больница

Организация летнего оздоровительного лагеря «Родник».

Договор с больницей на медицинское обслуживание.

 

9

ООО «Типография», г. Саянск

Выпуск школьной  газеты «Знайка»,  публикация заметок о жизни школы, села,  ученического самоуправления.

10

 Районный отделом опеки и попечительства.

Сотрудничество с отделом опеки и попечительства. Организация бесплатного питания в школе.

50 детей находятся в приёмных семья и обучаются в МБОУ Кимильтейская СОШ.

 

11

Районный историко-краеведческий музей села Кимильтей

Проведение Уроков Мужества, встречи с детьми войны, варяжцами, исследовательская деятельность, пополнение экспозиций музея школьниками, выставки и презентации творчества педагогов школы, учащихся.

12

 ОГОУ ПУ-51.

Профориентация обучающихся:  «День открытых дверей»,  показательный конкурс «Пахарь»,  участие в празднике «День земли». Обмен опытом.

13

Детский сад «Колосок»

Преемственность в обучении. Обмен опытом.

14

Сельское Муниципальное образование

Поощрение отличников учёбы и лучших  спортсменов. Торжественное вручение паспортов. Посещение  неблагополучных семей и детей, находящихся в приёмных семьях. Участие в заседании административного совета в решении проблем села и подготовке к праздникам. Проект «Моё село».

15

Комитет по образованию администрации Зиминского района

Проведение семинаров, ЕМД, участие в  профессиональных конкурсах «Учитель года», «Ученик года», участие в районном детском парламенте, сотрудничество с районным родительским комитетом.

16

Редакция газеты  «Вестник района» г. Зимы

Публикации в газете

17

Совет ветеранов ВМФ  г. Иркутска

Празднование юбилейных дат памяти адмирала В.Н. Алексеева.

 

 

 ·        Добровольчество

 Активная гражданская позиция участников образовательного процесса и сообщества села в решении социально-значимых проблем. Развитие у подростков навыков социальной активности в воспитании культуры поведения в школе и вне школы. Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

         Реализация проектов «Уютная школа» - оформление стен и озеленение  школы, оформление рекреации в начальном звене, косметический ремонт зала посвящённого памяти адмирала В.Н. Алексеева ( в 2002году школе присвоено звание имени адмирала В.Н. Алексеева),  «Школьный двор» - благоустройство школьного двора и стадиона.  Проект:  «Доброе сердце» - волонтёрское движение (ГДС), оказание помощи жителям села – Пионерская организация имени адмирала В.Н.Алексеева (тимуровцы), проведение акции «Добрых дел» ежемесячно. Проект: «Настроение детства» - шефство над учениками начальных классов, обучение играм, проведение «Дня самоуправления»,  совместная деятельность учащихся и педагогов в организации и проведении мероприятий в  летнем лагере «Родник».

 

·        Семья и школа

          Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества. Изучение культурно-исторических традиций семьи, развитие способностей коммуникативного общения. Особое внимание в данном направлении уделяется   пропаганде семейных ценностей среди молодёжи, преемственности поколений в семье.  Реализация проектов: «Патриот», «Моя родословная» -  развитие патриотического самосознания обучающихся, исследование истории своих семей, это активный поиск, который носит творческий и проблемный характер.

          Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность: проведение праздников, спортивных соревнований «Мама, папа и я, спортивная семья», зимние и летние Спартакиады, профориентационная работа с обучающимися -  « Профессия моих родителей», Родительский ликбез, Родительские субботы.

 

7.     Показатели эффективности проекта

-наличие проекта и экспертного заключения по нему;

-проведение плана мероприятий по проекту;

-реализация  проектов, направленных на развитие у подростков и социальных партнёров навыков социальной активности и демократической культуры;

-мониторинг удовлетворенности всех участников  проекта;

 

  

8. Планируемые  результаты:

1. Модель сельской ОАШ как субъекта социальной системы.

2. Усиление воспитательного потенциала семьи как социального института.

3. Личностный рост обучающихся в процессе успешной социализации.

4. Повышение статуса школы как  социокультурного  центра села.

 

 

9. Планируемые  социальные эффекты:

   1.  Повышение качества образования обучающихся;

   2.  Освоение школьниками разных социальных ролей;

   3.  Рост социальной активности жителей села в общественно-   значимой деятельности;

   4. Объединение  активных, творческих людей, которые ориентированы на идеалы гражданского общества, на демократизацию образования и всех сфер социальной жизни.

 Презентация проекта

«Модель сельской ОАШ как субъекта социальной системы»

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»
Hosted by uCoz