Одарённые дети

 

МБОУ Кимильтейская СОШ

 

 

Одарённые дети

  

Главными задачами преподавателя являются выявление талантливых детей, создание условий для их деятельности, устранив причины, препятствующие творческому росту.

 

    

    Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся.  Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Развитие интеллектуального потенциала ребенка во многом зависит от школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Педагоги школы поставили задачу создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Работа педагогического коллектива школы в контексте с ведущей методической проблемой школы «Здоровьесберегающие позиции педагогов – основа здоровья школьников», позволяет более отчетливо увидеть  особенности и предпосылки развития каждого ребенка. Целенаправленная работа с одарёнными детьми позволяет более эффективно управлять формированием комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и  познавательную деятельность учащихся.

Именно поэтому   в  образовательном учреждении  создана программа «Одаренные дети».

Главная цель выполнения программы - создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования, формирование системы  социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.  

 

Задачами программы стали:

 

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

       - создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

      - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

  Согласно учебному плану школы на базе школы работают 6 кружков по интересам, учащиеся школы являются членами  спортивных секций, посещают музыкальную школу и Детскую школу искусств.

 

Работа с одаренными и талантливыми школьниками в нашей школе осуществляется в трёх направлениях:

1.Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей.
2. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
3. Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время через: - наставничество учителей-предметников, - кружки, секции, клубы по интересам, - спец. курсы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, работу психолога с учащимися.

Приоритетными формами  работы с одаренными учащимися являются:

·   - групповые занятия с одаренными учащимися;

·   - факультативы;

·   - кружки по интересам;

·   - конкурсы;

·   - участие в олимпиадах;

·   - интеллектуальные марафоны, игры

.   - научно – практические конференции.

 Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады. В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов дополнительного образования, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема была одной из ведущих для обсуждения на  педсовете, совещание при директоре,  предметных ШМО и ШМО классных руководителей.

 

  В МБОУ Кимильтейская СОШ накопился определенный положительный опыт работы со способными учащимися.  За  истекшее пятилетие  4 выпускника окончили  школу с серебряными медалями и 1  с золотой медалью. Все они успешно продолжают обучение в престижных вузах города Иркутска и Москвы.. Учащиеся нашей школы – постоянные участники районных, областных и общероссийских - «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП»,  олимпиад, среди них немало призёров по таким дисциплинам, как технология, русский язык, право, физическая культура, литературное чтение.  Ежегодно школьники участвуют на  выставке технического творчества, региональных конкурсах вокального мастерства. В рамках воспитательной системы работает музыкальная студия «Созвучие», музей детского творчества, пионерский отряд имени адмирала Алексеева и волонтерский отряд «ГДС». Деятельность этих объединений направлена на выявление и развитие коммуникативной одарённости детей.  В течение последних пяти лет   активизировалась исследовательская  и проектная деятельность.

  

Продолжая работать по программе «Одаренные дети» в 2012-2013 учебном году мы запланировали такие мероприятия:  

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований, научно – практических конференций;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

     

 Работы Клепикова Семёна   

 

  Психологом школы было проведено анкетирование учащихся школы по методике  «Изучение способностей учащихся» с целью выявления видов одаренности.  По результатам диагностики были выявлены склонности учащихся в разных направлениях

Результаты анкетирования представлены в таблице;

++- высший уровень;            +- средний уровень

Класс

Уч-ся

Направление одаренности

Физич.

Орган.

Матем.

Конст

рукт.

Артист.

Коммун.

Муз.

Худож.

Филолог.

5 а

14

++ -6

+ -6

++-1

+-4

++-1

+-4

++-5

+-1

++-2

+-4

++-1

+-6

++-3

+-4

++-3

+-7

++-1

+-4

5 б

14

++-2

+-4

++-0

+-2

++-2

+-2

++-3

+-3

++-2

+-5

++-1

+-5

++-0

+-9

++-0

+-8

++-0

+-1

20

++-5

+-4

++-4

+-2

++-0

+-4

++-0

+-2

++-3

+-4

++-0

+-9

++-3

+-8

++-5

+-5

++-3

+-4

20

++-8

+-6

++-1

+-1

++-1

+-7

++-1

+-7

++-1

+-5

++-1

+-6

++-3

+-1

++-5

+-1

++-2

+-1

18

++-12

+-2

++-2

+-8

++-0

+-8

++-7

+-2

++-3

+-4

++-4

+-2

++-5

+-3

++-6

+-6

++-2

+-2

17

++-2

+-7

++-2

+-0

++-1

+-3

++-0

+-3

++-3

+-6

++-1

+-5

++-2

+-4

++-4

+-8

++-0

+-3

13

++-3

+-6

++-0

+-6

++-0

+-2

++-1

+-5

++-2

+-1

++-0

+-5

++-0

+-1

++-2

+-6

++-1

+-2

14

++-5

+-6

++-0

+-2

++-0

+-4

++-3

+-2

++-1

+-4

++-1

+-5

++-1

+-2

++-1

+-5

++-0

+-1

9

23

++-10

+-8

++-5

+-3

++-2

+-4

++-7

+-8

++-2

+-3

++-5

+-9

++-1

+-10

++-6

+-5

++-2

+-7

10

15

++-5

+-8

++-4

+-4

++-1

+-7

++-1

+-6

++-4

+-3

++-4

+-7

++-3

+-4

++-2

+-9

++-0

+-8

11

10

++-4

+-2

++-1

+-2

++-1

+-3

++-1

+-4

++-0

+-4

++-1

+-4

++-0

+-4

++-2

+-2

++-1

+-3

Итого

178

++-62

+- 59

++-20

+-34

++-9

+-48

++-29

+-43

++-23

+-43

++-19

+-63

++-36

+-48

++-36

+-62

++-12

+-36

         Результаты исследования представлены психологом школы Хайдаршиной С.Х. - 2012 г. 

 

      Результаты анкетирования показали, что на первом месте по видам одаренности оказалось физическое направление – 62 человека; на втором – музыкальное и художественное – по 36 человек соответственно.

     На третьем месте – конструктивное – 29 чел.,  на четвертом – организаторское – 20 чел.

На пятом – коммуникативные – 19 чел,  на шестом – филологическое – 12 человек и на седьмом – математическое – 9 человек.

Все эти результаты и рекомендации были доведены до сведения классных руководителей для координации работы с детьми.

 

      Традиционная школьная диагностика дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Поэтому она дополняется психологическими исследованиями. Это дает возможность учителю осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень общей УО, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности. Учитель-предметник знакомится с учеником односторонне. Это затрудняет ему оценку УО. Чаще всего он выявляет специальную одаренность или неспособность к предмету ученика.

 

     Мы считаем основной миссией учителя развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

 

Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, муниципальных, областных турах предметных олимпиад, проведении предметных недель

  

Для организации работы с одаренными детьми 5 педагогов нашей школы - Пушкарева И.Н., Корабельников А.П., Ревтова Т.В., Пересторонина Т.Т., Гордова Р.В.  прошли курсы повышения квалификации  с 31 октября по 11 ноября 2011 года по теме: «Актуальные психолого – педагогические проблемы обучения, воспитания и развития одаренных детей»  в Иркутском институте повышения квалификации работников образования.

      Главным направлением работы с одаренными детьми была подготовка  и проведение олимпиад по предметам на школьном и муниципальном уровне.

По результатам олимпиад были подведены итоги  и награждены победители:

Победители школьного этапа предметных олимпиад :

По итогам олимпиад 2012-13 уч. г.

русский язык, победители -

Борийчук Дарья - 3 класс

Ревтов Илья - 5 класс

русский язык, призёры -

Хайдаршин Даниил, 3 класс

Габрикова Алина, 3 класс

Гордова Анастасия, 4 класс

Артемьева Наталья, 5 класс

Моценко Галина, 5 класс

Нафикова Алина, 7 класс

Гладких Вероника, 8 класс

Матвеева Наталья, 7 класс

Беляева Екатерина, 8 класс

информатика, призёры -

Косовских Надежда, 8 класс- 3 м.

Гладких Вероника, 8 класс- 3 м.

Лебедева Анна, 8 класс- 2 м.

математика, победители -

Полтинников Артём, 4 класс

Тихонова Людмила, 5 класс

математика, призёры -

Тарасенко Максим, 3 класс- 2 м.

Тарасенко Анастасия, 5 класс- 2 м.

Полтинникова А., 3 класс- 3 м.

ОБЖ, призёры -

Лебедева Анна, 9 класс

Операда Артём, 10 класс

Мотовилова Виктория, 9 класс

Биология, победители -

Сакунов Виктор, 7 класс

Минина Анна, 8 класс

Чусиков Сергей, 11 класс

биология, призёры -

Дорожков А., 7 класс, 2 м.

Матвеева Н, 7 класс, 3 м.

Косовских Н., 8 класс, 3 м.

Гладких В., 8 класс, 3 м.

Кирилова В., 11 класс, 2 м.

Спирина А., 11 класс, 2 м.

история, призёры -

Сакунов В., 7 класс

Кутузов Максим, 8 класс

обществознание, победители -

Федулаев А., 7 класс

Моценко М., 8 класс

Косовских Н., 8 класс

обществознание, призёры -

Шлыкова Н., 7 класс- 2 м.

Дорожков А., 7 класс- 3 м.

Гладких В., 8 класс- 2 м.

Попова О., 8 класс-3 м.

Типухина Ю., 8 класс- 3 м.

Лебедева А.,9 класс- 2 м.

Мотовилова В., 9 класс- 3 м.

Белых К., 10 класс- 3 м.

Кириллова В., 11 класс- 2 м.

Спирина А.,11 класс- 3 м.

география, победители -

Колотырин Е., 6 класс

Матвеева Н., 7 класс

Кутузов М., 8 класс

Москальков Э., 9 класс

география, призёры -

Кондратьева А., 6 класс- 2 м.

Казакова А., 6 класс- 3 м.

Дорожков А., 7 класс- 2 м.

Шлыкова Н., 7 класс- 2 м.

Сергеева К., 7 класс- 3 м.

Беляева Е., 8 класс- 2 м.

Попова О., 8 класс- 3 м.

физика, победители -

Чусиков С., 11 класс

Толкачёва А., 11 класс

Оперда А., 10 класс

физическая культура, победители -

Моценко Г., 5 класс

Тараканов Ю., 7 класс,

Бабаев А., 7 класс

Петрова О., 7 класс

Турмасова А., 7 класс

Лебедева А., 9 класс

Науменко В., 11 класс

окружающий мир, победители -

Борейчук Д., 3 класс

Полтинников А.,

окружающий мир, призёры -

Нагульманова А., 3 класс- 2 м.

Габрикова А., 3 класс- 2 м.

Прохоров А., 3 класс- 3 м.

Болдырев В., 4 класс- 3 м.

Сидоров Н., 4 класс- 3 м.

литературное чтение, победители -

Толстоухова Е., 3 класс

литературное чтение, призёры -

Пилипук З., 3 класс

 

Победители районного этапа предметных олимпиад :

 

Физическая культура- Турмасова А., 7 класс, Бабаев А., 7 класс, Тараканов Ю., 7 класс

Окружающий мир- Прохоров А., 3 класс, Болдырев В., 4 класс, Нагульманова А., 3 класс

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»
Hosted by uCoz